Главная

Мотоцикл BMW-R71

Фото мотоцикла BMW-R71

Мотоцикл Урал
Фото армейского мотоцикла Урал

Контактная информация

 

 

Полезная информация:

-Одежда для мальчиков, одежда для девочек, комплекты для тенниса
-Заливка фундаментов, лестниц, колонн, перекрытий и другие монолитные работы

Контроль качества грунтов и каменных материалов;
Отель,салон красоты;
Подарок любимой женщине, Шарф как украшение;
Справочники предприятий Волгограда;
Для свадьбы;
Недвижимость в Париже;

 

 

Мотоцикл Урал М-72

 

 

Именно эта модель мотоцикла Урал М – 72 снискала себе заслуженную любовь и уважение, у советских людей начиная от рядовых тружеников колхозных полей до известного любителя скорости и быстрой езды Василия Сталина. Именно эта модель М – 72 участвовала в боевых действиях на фронтах Великой отечественной войны от Берлина до Северной Кореи. А на последнем надо сделать отдельный акцент. Во второй половине 1945 года СССР верный союзническим отношениям, после окончания боевых действий на Европейском театре военных действий перебрасывает части Советской Армии на Дальний Восток для борьбы с милитаристской Японией. Японская армия на протяжении всей Второй Мировой войны держала на границах с СССР миллионную Квантунскую группировку и имела хорошо эшелонированную линию обороны. В тот период Советская Армия представляла собой армию – победительницу! Эта была самая мощная армия в мире, имевшая огромный опыт боевых действий, передовое по тем временам вооружение и полностью моторизованная от гужевой тяги до американских грузовиков Студебеккер, а это не ЗИС – 5 с деревянной кабиной и наши мотоциклы Урал М – 72!  Которые, как и немецкие BMW – R71 могли нести на коляске пулеметы, огнеметы, противотанковые ружья и легкие минометы. Достаточно отметить, что именно с такой техникой был совершен знаменитый переход нашей армии через Гоби и Хинган!

Итак, Урал М-72 разработан на базе немецкого мотоцикла BMW R71 в 1941 году. На мотоцикл можно было установить противотанковый ракетный комплекс «Конкурс-М». И М-72 стал основным армейским мотоциклом. В процессе производства постоянно модифицировался и совершенствовался.

 

 

А с 1954 года мотоциклы Урал М – 72 поступают в открытую продажу. Пользовался М-72 славной репутацией. За хорошо уравновешенный мотор, за мягкую подвеску колес, за высокие надежность и долговечность. Машина была, поэтому желанной для многих мотоциклистов нашей страны и… недоступной для частного владельца. Эти мотоциклы поставлялись в армию, милицию, некоторые организации и только с 1954 года стали поступать в открытую продажу. Причина любви советских людей к этому мотоциклу – неприхотливость, выносливость, доступность в ремонте, мощность, грузоподъемность.… Да, Урал, никогда не относился к скоростным мотоциклам, а от него этого и не требовалось и если одиночный вариант мотоцикла шел по улице, то работа мотора была едва слышна; двигатель работал на малых оборотах очень нежно и плавно из-за

 низкой степени сжатия (5,5 единицы), нижнего расположения клапанов, широкой фазы газораспределения и  отличной эластичность мотора.

Конечно, объективности радо нельзя не отметить тот факт, что Урал М – 72 и другие –

это наследники BMW – R71. Поэтому опять история создания нашего героя: выпуск мотоциклов М-72 начался в СССР в 1941 году, конечно же, для поставок частям Красной Армии. Руководство Советского Союза понимая, неизбежность большой войны, следило за модернизацией немецкой армии, а наибольшей  популярностью вероятного противника в  гитлеровском вермахте   был БМВ R71.Выпуск мотоциклов промышленность начала в 1941году заводом – первенцем стал Московский велосипедный завод, который и выпускал мотоциклы до 1951 года. Смежниками – поставщиками были ЗИС (ЗИЛ) – двигатели; КПП – КИМ (АЗЛК); коляски – ГАЗ. Тогда же была открыта вторая сборочная линия по производству мотоциклов в Харькове – двигатели поставлял Киевский завод медицинских инструментов. А третьей линией был Ленинградский завод «Красный Октябрь».

С началом войны, Московский велозавод ( мотозавод; ММЗ) был эвакуирован глубоко в тыл в Ирбит. Одновременно расширена сборка мотоциклов в Горьком, завод «Красная Этна». Различий в конструкции или эмблемах у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. И. Дюмулен – преподаватель Академии моторизации и механизации Красной Армии активно выступал за создание мотоциклов типа  BMW R71, но согласно пресловутому пакту о не нападении Риббентропа – Молотова фашистская Германия числилась в друзьях и талантливый инженер был причислен к «врагам народа», затем расстрелян. Дело в том, что фактор высокой подвижности частей вермахта на  автострадах и проселочных дорогах давала фашистской армии свободу маневра. Многие наши специалисты задолго до начала войны выступали за широкое внедрение мотоциклов в армии. Но все же благодаря усилиям И. Дюмулена в 1940 году началась широкая подготовка производства и выпуска армейских мотоциклов.

 И через  третьи страны закупили образцы БМВ-R71, на базе московского завода «Искра» создали опытное производство с КБ, которое возглавил Н. П. Сердюков. А задачи стояли серьезные: техническая документация отсутствовала (на немецких мотоциклах стояла

 дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка, карданная передача, питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора, на главной передаче немецкого мотоцикла стояли конические шестерни изготавливаемые по системе «Глисон»),  поэтому опытные образцы разбирались до винтиков, стандартизировались, устанавливались допуски на размеры и параметры термообработки и т.д. И коллектив Н.П. Сердюкова великолепно справился с этой задачей. Хотя сложностей хватало:  на БМВ рама сваривалась из цельнотянутых труб переменного сечения (эллиптическое переходило в круглое). Для этого советским трубопрокатчикам  пришлось осваивать новую для себя продукцию. Технологически сложности возникли и с отливкой картеров из алюминиевого сплава и КПП. В середине 1942 года из-за нехватки алюминия пришлось отливать детали из чугуна. Алюминий был тогда дефицитом. Он использовался для авиационной промышленности, а остальных отраслях господствовал чугун. В конце концов, все три завода освоили выпуск мотоцикла, который получил маркировку М -  72. Так или иначе, конструкция имела революционное решение для тогдашней советской техники! Это дуплексная рама; ножное переключение передач;   пружинная  подвеска заднего колеса, и телескопическая передняя вилка, и карданная передача, и питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора.

Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У машины М-72 он лежал на высоте 592 мм. Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей.

 

Основное КБ переехало тоже из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели - С. И. Карзинкин, Б. В. Зефиров.

Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ),  начал свою деятельность 17 ноября 1941 года. Когда в г. Ирбит прибыла группа инженеров из Москвы (ММЗ) под руководством Ф.М. Ломакина.

Но, Qnod licet lovi, non licet bovi (лат.) – Что позволяется Юпитеру, то не позволено быку.

 

Конечно, как нельзя изобрести вечный двигатель, создать универсального солдата и пересечь Вселенную Урал М – 72 при всех своих достоинствах имел и недостатки, например, зажигание, устанавливалось вручную, оба карбюратора трудно синхронно отрегулировать, воздушный фильтр часто засорялся, часто ломались спицы, при езде с коляской было достаточно неудобно переключать передачи коротким рычагом…

В 1946 году  однодисковое со  сцепление  заменяется на двухдисковое, а передаточное число с 3,89 на 4,62. Это приводит к потери скорости, но сильно увеличивает мощность. С 1948 года в узлы задней части рамы начали вваривать усилительные косынки.

 

 

Но инженеры постоянно усовершенствовали мотоцикл, выпуская все более модернизированную технику. Работы велись на всех заводах: Ирбитском, Киевском, Горьковском…

В1956 года ИМЗ выпускает М-72М. У этой машины с 1955 года в двигателе происходит замена подшипника распредвала со втулки на шариковый, усилена рама, усовершенствован редуктор главной передачи, усилены колеса, создана новая коляска.

Специально для автогонок создаются новые модели мотоциклов:  верхнеклапанные дорожно-гоночные модели М-75, М-75М и М-77. Несмотря на многочисленные эволюции базовой конструкции, нижнеклапанный двигатель, развитый из БМВ-R71, к началу 80-х годов окончательно устарел и через почти четыре десятилетия был снят с производства. С ним закончилось и поколение отечественных мотоциклов, начавшее жизнь в 1941 году. В Китае же до сих пор сохранен выпуск машин М-72 по советской технической документации. Они называются «Чжанг-Сянг» и даже идут на экспорт. А с 1953 года «Уралы» поступают на экспорт в страны латинской Америки, Скандинавию, Францию и Испанию, Голландию и Швецию. Советская техника надежна и популярна, а в отношении цена – качество продажи превышают американские «Harley-Davidson». На рубеже тысячелетий на ИМЗ появляется новая модель мотоцикла ИМЗ – 8.1030, которая обращает на себя внимание Министерства обороны РФ, возобновлен экспорт техники за рубеж, что само по себе говорит о возрождении былой славы и величия отечественный мотоциклов, теперь уже под брендом «Урал мото».